1 октября 1934 г. согласно приказу № 44/260 по Главному управлению авиационной промышленности в городе Таганроге при авиационном заводе № 31 было организованно Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС). Этим же приказом инженер Георгий Михайлович Бериев был назначен Главным конструктором ЦКБ МС.
ЦКБ МС, ставший впоследствии Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Г.М. Бериева (далее ТАНТК им. Г.М. Бериева), внес значительный вклад в науку и технику нашего Отечества, и в первую очередь — в развитие гидросамолетостроения.
Деятельность ЦКБ МС в Таганроге началась с запуска в серийное производство спроектированного Г.М. Бериевым гидросамолета МБР-2 с двигателем М-17 (впервые взлетевшего в Севастополе 3 мая 1932 г.) и разработки двухместного корабельного катапультного разведчика – артиллерийского корректировщика КОР-1.
На серийных самолетах МБР-2 (ЦКБ МС-1) впоследствии установили более мощный двигатель М-34 и усовершенствовали оборудование кабин, улучшив условия работы экипажа. Были разработаны и серийно строились различные варианты для перевозки грузов и пассажиров. В общей сложности было построено 1365 гидросамолетов МБР-2 различных модификаций. С 1937 г. МБР-2 стал основным гидросамолетом советской морской авиации, его гражданские варианты (МП-1) широко использовались в народном хозяйстве, на одной такой машине летчицы Марина Раскова, Вера Ломако и Полина Осипенко установили шесть мировых рекордов. Хотя к началу Великой Отечественной войны самолет устарел, это была самая массовая летающая лодка на всех флотах. Во время войны самолет широко применялся в качестве ближнего разведчика, ночного и даже дневного бомбардировщика, противолодочного самолета. Летающие лодки использовались также для спасения экипажей сбитых самолетов, как артиллерийские корректировщики и транспортные самолеты.
Параллельно с работами по совершенствованию МБР-2 велось проектирование КОР-1, и 4 сентября 1936 г. он поднялся в воздух. Была построена небольшая серия этих машин, которые в годы Великой Отечественной войны использовались как легкие штурмовики (в том числе с суши, на колесном шасси).
В 1937-38 гг. специалисты ЦКБ МС участвовали в развертывании серийного производства летающей лодки «модель 28-2», гражданского варианта морского разведчика PBY-1, по лицензии американской фирмы «Consolidated».
Инженерам ЦКБ МС пришлось решать сложную задачу по переработке конструкторской документации и рабочих чертежей с переводом их из дюймовой в метрическую систему и с учетом применения в конструкции отечественных материалов. Первая машина, названная у нас ГСТ («гидросамолет транспортный»), была готова в мае 1938 г. Всего до окончания производства в 1940 г. выпустили 23 летающие лодки. Большая часть из них поступила в авиацию ВМФ, а некоторые под наименованием МП-7 – в Полярную авиацию и в управления ГВФ Сибири и Дальнего Востока.
С 1939 г. в ЦКБ МС началась работа над корабельным катапультным разведчиком КОР-2, предназначенным для вооружения линкоров и крейсеров создававшегося И.В. Сталиным «Большого океанского флота». Эта одномоторная летающая лодка впервые взлетела в октябре 1940 г. Учтя опыт создания и длительной доводки КОР-1, конструкторы создали неплохой самолет, который был запущен в серийное производство.
В марте 1941 г. по решению правительства ЦКБ МС переводится на Савеловский машиностроительный завод № 288 (г. Кимры Калининской обл.). На заводе № 288, КОР-2 (с выходом в декабре 1940 г. приказа НКАП № 704 «О переименовании боевых самолетов» КОР-2 получил обозначение Бе-4) начали строить серийно.
После начала Великой Отечественной войны ОКБ Г.М. Бериева эвакуируется сначала в Омск, а затем, согласно приказа Наркомата авиационной промышленности от 5 мая 1943 г., перебазировано в г. Красноярск на завод №477, бывшие мастерские по ремонту катеров Главсевморпути.
В Красноярске в короткие сроки было налажено серийное производство самолетов Бе-4 (КОР-2). Всего выпущено 44 машины.
В Красноярске был разработан проект перспективного дальнего морского разведчика ЛЛ-143 и начата постройка опытных образцов этого гидросамолета.
В 1946 г. коллектив ОКБ вернулся из эвакуации в г. Таганрог.
В том же году выходит Постановление Совета Министров СССР от 21 июня 1946 г. за №1289-527с о преобразовании ОКБ в Государственный союзный опытный завод №49 морского самолетостроения и приказ Министра авиационной промышленности СССР М. Хруничева № 404с от 26 июня 1946 г.
«Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 21 июня 1946 г. за № 1289-527с в целях обеспечения выполнения заданий, возложенных Постановлением СНК СССР от 26 февраля 1946 г. на ОКБ главного конструктора тов. Бериева по созданию опытных морских самолетов
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Организовать в Таганроге на старой территории завода № 86 Государственный союзный опытный завод морского самолетостроения № 49».
Новое предприятие становилось единственным конструкторским коллективом в стране, проектирующим и создающим гидросамолеты.
В дальнейшем Министерством авиационной промышленности (МАП) производились изменения наименования предприятия;
— завод № 49 МАП переименован в организацию п/я 31 (приказ МАП № 52 от 09.02.1946 г.);
— организация п/я 31 переименована в Таганрогский машиностроительный завод (приказ МАП № 175 от 30.04.1966 г.);
— Таганрогский машиностроительный завод переименован в «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева» («ТАНТК им. Г.М. Бериева») (приказ МАП № 498 от 10.10.1989 г., распоряжение Совета Министров № 1116 от 06.12.1989 г.).
Постановление Главы администрации г. Таганрога за № 1565 от 09.06.1994 г. и приказом № 216 от 11.07.1994 г. «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева» («ТАНТК им. Г.М. Бериева») переименован в Акционерное общество открытого типа «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева» (АООТ «ТАНТК им. Г.М. Бериева»).
Приказом № 145 от 06.05.1998 г. акционерное общество открытого типа «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева» (АООТ «ТАНТК им. Г.М. Бериева») переименовано в Открытое акционерное общество «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева» (ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева»).
Приказом № 0433 от 17.04.2015 г. открытое акционерное общество «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева» (ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева») переименовано с 15.04.2015 г. в публичное акционерное общество «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева» (ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева»).
С 1934 г. по настоящее время ТАНТК им. Г.М. Бериева возглавляли:
- Бериев Георгий Михайлович – 1934 – 1968 гг.
Главный конструктор, основатель и первый руководитель ОКБ
- Константинов Алексей Кириллович – 1968 – 1990 гг.
Главный конструктор и ответственный руководитель ОКБ
- Панатов Геннадий Сергеевич – 1990 – 2002 гг.
Главный конструктор в 1990 – 1992 гг.
Генеральный конструктор в 1992 – 2002 гг.
Генеральный директор ТАНТК в 1994 – 2002 гг.
- Боев Валентин Владимирович — 2002 – 2003 гг.
Генеральный директор ТАНТК
- Кобзев Виктор Анатольевич – 2003 – 2014 гг.
Генеральный директор – Генеральный конструктор.
- Гаривадский Игорь Борисович – 2014 – 2015 гг.
Генеральный директор – Генеральный конструктор.
- Грудинин Юрий Владимирович – 2015 — 2019 гг.
Генеральный директор – Генеральный конструктор.
- Грезин Михаил Валерьевич – 2019-2020 гг.
И.о. управляющего директора, Управляющий директор.
- Тихонов Михаил Михайлович – 2020-2021 гг.
Управляющий директор.
- Павлов Павел Владимирович – с 2021 г. по настоящее время.
Управляющий директор.
За 90 лет, коллективом ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» создано 35 типов летательных аппаратов различного назначения, из которых 16 строились серийно. На предприятии была разработаны крылатая ракета морского базирования, а так же и ряд элементов конструкции орбитального корабля «Буран». Сотрудниками ТАНТК получено более 900 авторских свидетельств и патентов на созданные летательные аппараты и элементы их конструкций.
За период с 1957 г. по 1991 г. за заслуги в создании, проведении испытаний и освоении серийного производства новой авиационной техники 328 работников ТАНТК были награждены орденами и медалями СССР. Шесть человек стали Лауреатами Государственной Премии СССР за создание противолодочного самолета-амфибии Бе-12. 12 человек награждены Почетными званиями «Заслуженный летчик-испытатель СССР», «Заслуженный технолог РСФСР», «Заслуженный конструктор РСФСР», «Заслуженный машиностроитель РСФСР».
На гидросамолетах и самолетах-амфибиях, созданных в разные годы, установлено 287 мировых авиационных рекордов, зафиксированных и признанных Международной авиационной федерацией.
В серийное производство был запущен гидросамолет Бе-6. Он строился серийно с 1952 по 1957 г. Всего было выпущено 123 экземпляра Бе-6.
Параллельно с Бе-6 в конструкторском бюро был разработан легкий связной самолет-амфибия Бе-8 с одним мотором АШ-21. Шестиместный самолет-амфибия совершил свой первый полет с воды 3 декабря 1947 г. Хотя амфибия в 1948 г. выдержала государственные испытания, но в серийное производство так и не пошла. Основное внимание в этот период уделялось созданию боевых машин.
С началом эры реактивной авиации на повестке дня встал вопрос о создании боевой реактивной летающей лодки. Уже в мае 1947 г. в инициативном порядке была начата разработка реактивной лодки — морского разведчика Р-1 с двумя реактивными двигателями ВК-1.
Полученный при доводке Р-1 опыт позволил в кратчайший срок создать разведчик-торпедоносец Бе-10 с двумя реактивными двигателями АЛ-7ПБ.
Первый полет Бе-10 состоялся 20 июня 1956 г. Машина успешно прошла заводские и государственные испытания. Гидросамолет пошел в серию на таганрогском заводе № 86, где с 1958 по 1961 г. выпустили 27 серийных машин. На Бе-10 (заявленном ФАИ как М-10) было установлено 13 мировых рекордов.
В 1956 г начались работы над новой турбовинтовой амфибией Бе-12, которая должна была заменить Бе-6 в строю морской авиации. В отличие от нее Бе-12 должен был стать поисково-ударной машиной и оснащаться радиолокационной станцией, поисково-прицельной системой, магнитометром, нести радиогидроакустические буи, а также глубинные бомбы и противолодочные торпеды. 18 октября 1960 г. начались заводские летные испытания опытного самолета-амфибии Бе-12.
Самолет Бе-12 строился серийно на Таганрогском авиационном заводе № 86 имени Георгия Димитрова с 1963 по 1973 г. В период с 1964 по 1981 г. на Бе-12 установлено 58 мировых рекорда в своем классе. Всего было построено 142 машины всех модификаций.
Но Георгий Михайлович Бериев никогда не замыкался в рамках одной только гидроавиации. С наступлением эры ракетной техники и свертывания авиационных программ КБ получило задание разработать самолет-снаряд для вооружения подводных лодок. Эту задачу специалисты ОКБ решили успешно – был создан и в 1957 г. испытан самолет-снаряд (крылатая ракета) П-10.
В 1968 г. был создан самолет для местных воздушных линий Бе-30 (Бе-32), который по политическим мотивам не был запущен в серийное производство, но история машины на этом не закончилась. После долгого забвения Бе-30 смог «восстать из пепла», став основой для создания самолета МВЛ Бе-32К.
В 70-80-е годы основное место в деятельности ТАНТК занимала сухопутная тематика. В это время в серийное производство пошел самолет-ретранслятор Ту-142МР. Был создан самолет радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) А-50 с радиотехническим комплексом «Шмель».
Кроме того, в этот период комплексу было поручено создание экспериментального самолета-амфибии вертикального взлета и посадки ВВА-14 по проекту Р.Л. Бартини. На предприятии при участии многих научных и конструкторских организаций страны был создан и испытан экспериментальный образец этой машины. В результате испытаний был получен богатый экспериментальный материал, представляющий большую ценность. В целом самолет-амфибия ВВА-14 стал великолепной школой для специалистов ТАНТК.
В 1980 г. после многолетнего перерыва вышло решение ВПК на разработку по инициативе Главного конструктора и ответственного руководителя предприятия А.К. Константинова реактивного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос». В 1986 г. A-40 совершил свой первый полет. Был начат его запуск в серийное производство.
А-40 «Альбатрос» стал самой большой реактивной амфибией в мире с уникальными летно-техническими и мореходными характеристиками. Он стал базовым для создания различных модификаций.
В 1990 г. был выполнен эскизный проект гражданской амфибии Бе-200 с двумя турбореактивными двигателями Д-436ТП. Первый Бе-200, построенный в противопожарном варианте, впервые был поднят в воздух в 1998 г.
Производство самолета в дальнейшем было перенесено из Иркутска в Таганрог, начато выполнение очередного долгосрочного контракта по строительству Бе-200ЧС для МЧС России, завершена сертификация амфибии по европейским стандартам.
В Таганроге было налажено ритмичное серийное производство самолетов-амфибий Бе-200ЧС для Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В 2016 г. МЧС России был сдан первый серийный самолет-амфибия Бе-200ЧС, построенный в Таганроге. А в 2018 г. был полностью завершен государственный контракт на поставку шести самолетов-амфибий Бе-200ЧС для МЧС России.
В общей сложности в период с 1998 по 2023 гг., в Иркутске и Таганроге изготовлено 19 летных экземпляров Бе-200ЧС — два опытных и 17 серийных, а также два образца для статических и ресурсных испытаний. Из них 12 получены МЧС России, три морской авиацией ВМФ, два самолета поставлены на экспорт.
Параллельно с созданием Бе-200 началась программа конверсии противолодочных амфибий Бе-12. В начале 90-х четыре амфибии были переоборудованы на ТАНТК в самолеты-пожарники Бе-12П, а три самолета стали транспортными Бе-12НХ.
На базе серийного самолета Бе-12 ТАНТК была создана летающая лаборатория Бе-12П-200, которая предназначалась для отработки пожарного оборудования самолета-амфибии Бе-200 и выполнения задач пожаротушения.
Также с 1990 г. на ТАНТК им. Г.М. Бериева велась разработка легкого многоцелевого самолета-амфибии Бе-103. Его серийный выпуск был налажен на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении.
Спустя много лет, в 1993 г., был возрожден самолет Бе-30/Бе-32. Он вызвал большой интерес у потенциальных заказчиков. Была создана его модификация Бе-32К с двигателями РК6А 65В.
Работы по самолетам РЛДН остаются важным направлением деятельности ТАНТК им. Г.М. Бериева. Выпускался вариант комплекса РЛДН для зарубежного заказчика, совершенствуется и комплекс А-50, состоящий на вооружении Российских ВКС.
В настоящее время ТАНТК им. Г.М. Бериева совместно с ОАО «Концерн радиостроения «Вега» продолжает работы по модернизации и сопровождению эксплуатации авиационных комплексов радиолокационного дозора и наведения А-50, находящихся в строю ВВС РФ.
Новая модификация комплекса А-50У имеет улучшенные характеристики радиотехнического комплекса, при этом сам РТК существенно облегчен за счет перехода на новую элементную базу. Существенно улучшены условия работы членов экипажа самолета.
В 2011 г. был выполнен международный контракт, заключенный ФГУП «Рособоронэкспорт» между Россией, Индией и Израилем, по созданию трех самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления для индийских ВВС. Данный авиационный комплекс создавался в результате сложной и многоуровневой международной кооперации между израильской фирмой ELTA/IAI и российскими предприятиями.
С апреля 2011 г. в состав Открытого акционерного общества «Таганрогский авиационный научно- технический комплекс имени Г. М. Бериева» входит (реорганизация в форме присоединения) Открытое акционерное общество «Таганрогская авиация» (ТАВИА). Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц № 007031497 от 01.04.2011 г.
Сейчас это объединенное предприятие, которое специализируется на разработке, серийном производстве, модернизации и ремонте самолетов-амфибий и авиационных комплексов специального назначения.
Объединение ТАНТК им. Г.М. Бериева с ТАВИА позволило сохранить и развить имеющийся научно-производственный потенциал обоих предприятий, сократить непроизводственные расходы, облегчить и удешевить серийное производство существующих и перспективных самолетов-амфибий и специальных авиационных комплексов.
Много работ выполняет ТАНТК в рамках Государственного оборонного заказа. В ноябре 2017 г. был поднят в воздух авиационный комплекс дальнего радиолокационного дозора и наведения нового поколения А-100, создаваемый в рамках Государственной программы вооружений совместно ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» и Концерном радиостроения «Вега» в интересах Министерства обороны Российской Федерации. Создание А-100, стало по-настоящему революционной работой, которая будет определять облик авиационных комплексов дальнего обнаружения на многие годы. В рамках создания комплекса А-100 на ТАНТК была построена и успешно испытана летающая лаборатория А-100ЛЛ.
Параллельно с осуществлением серийного выпуска, ТАНТК продолжает работы по дальнейшему совершенствованию самолета-амфибии Бе-200ЧС. В частности, в настоящее время ведется проработка варианта ремоторизации машины с использованием новых отечественных двигателей ПД-8.
Ведется разработка перспективных специальных авиационных комплексов, проводятся работы по капитальному ремонту и плановой модернизации строевых самолетов радиолокационного дозора и наведения А-50, бомбардировщиков Ту-95МС Дальней авиации ВКС России, а также самолетов Ту-142М, Ту-142МЗ и Ту-142МР морской авиации ВМФ России. Предприятие динамично развивается, наращиваются объемы производства, проводится техническое перевооружение.
Сегодня ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», входящее в ПАО «Объединенная Авиастроительная Корпорация» с составе ГК «Ростех», одно из крупных и современных авиастроительных предприятий России, занимающее ведущее место в создании самолетов-амфибий и специальных авиационных комплексов. Предприятие способно выполнять любые задачи, начиная от разработки авиационной техники, испытаний и строительства летательных аппаратов вплоть до обучения пилотов и летно-технического персонала.